На собрании Общественной палаты города Москвы подвели итоги

8 октября 2014 года прошло очередное собрание Общественной палаты города Москвы.

08.10.2014

На мероприятие были приглашены:

- полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, Председатель Общественного штаба по наблюдению за выборами депутатов Московской городской Думы шестого созываМихаи́л Барще́вский;

- депутаты Московской городской Думы  Владимир Платонов и Зоя Зотова;

- председатель Комитета Общественных связей города Москвы Александр Чистяков;

- члены экспертного Совета Общественной палаты;

- представители средств массовой информации.

Собрание открыл Председатель Общественной палаты города Москвы Михаил Кузовлев.

Участниками собрания была утверждена повестка дня:

- Информация об итогах работы Общественного штаба по наблюдению за выборами депутатов Московской городской Думы.

- Изменение  кадрового состава Общественной палаты города Москвы.

- О  работе комиссий и экспертных групп  Общественной палаты города Москвы по проведению общественной экспертизы проектов бюджета приоритетных государственных программ города Москвы»

- Об участии  Общественной палаты города Москвы в разработке проекта Основ государственной культурной политики.

С сообщением по первому вопросу  выступил Председатель штаба по наблюдению за выборами депутатов Московской городской Думы шестого созыва, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук Михаил Барщевский.

СПРАВКА. Общественный штаб по наблюдению за ходом голосования на выборах в Мосгордуму VI созыва был создан 29 августа 2014 года на заседании Общественной палаты столицы. Председателем был избран полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук Михаил Барщевский. В день выборов депутатов МГД члены штаба осуществляли мониторинг видеозаписей со всех избирательных участков.

В своем выступлении, он повторил итоги выборов, высказанные на заключительной пресс-конференции  после закрытия избирательных участков и подсчета голосов: "Честно, но скучно".

В ходе наблюдения за ходом голосования и подсчета голосов на общем информационном экране, члены штаба скрупулезно выискивали моменты, которые могли бы их заинтересовать.  

Положительную роль в прошедших выборах сыграла гражданская инициатива "Моя Москва", в рамках которой прошло предварительное голосование. Сам Михаил Барщевский возглавлял счетную комиссию на предварительных выборах.

Как отметил руководитель штаба, если сравнивать результаты, показанные праймериз с результатами выборов в Мосгордуму, то из 45 победителей праймериз 35 стали депутатами городского парламента. Это, с его точки зрения, хорошо характеризует эти выборы.

В Мосгордуме VI созыва будет работать 6 главврачей (все они победили на предварительных выборах), и пошутил, что самое крупное лобби в Мосгордуме - врачебное.

В заключении Михаил Барщевский особо отметил важность опыта, наработанного Общественным штабом по наблюдению за выборами мэра Москвы в 2013 году. Он сказал: «Работа штаба в этом году была на 99 процентов обеспечена работой штаба в прошлом году: все проблемы, которые имелись у штаба, были решены. В этом году таких проблем уже не возникло».

Секретарь общественного штаба на прошедших выборах, член Общественной палаты города Москвы Вадим Ковалевнапомнил присутствующим, что для Общественной палаты города, созданной полтора года назад, это были уже вторые выборы. Основная миссия Ощественного штаба Общественной палаты города Москвы обеспечить  большую прозрачность тем общественным выборным процедурам,  процессам, которые происходят в городе. Прошедшие выборы в Мосгордуму яркий тому пример. На всех избирательных участках были установлены видеокамеры, что обеспечило полную прозрачность выборов.

Вадим Ковалев рассказал, что за время работы в  штабе побывало 19 иностранных делегаций, которые отметили хорошую организацию работы штаба и были приятно удивлены безвозмездной работе всего штаба.

В целях совершенствования деятельности штаба по наблюдению за выборами секретарь Вадим Ковалев предложил направить обращение в Мосгоризбирком от имени Общественной палаты Москвы с просьбой изготовить к следующим выборам Комплексы для обработки избирательных бюллетеней (КОИБы) черного цвета. Связано это с тем,  что у наблюдающих по монитору за ходом выборов на избирательных участках создавалось  впечатление, что в урну опускаются несколько бюллетеней, так как при опускании бюллетеней от урны белого цвета на экран передается блик.

 Выборы депутатов Мосгордумы прошли 14 сентября. Треть избирательных участков была оборудована КОИБами. Их использовали на 978 участках в Центральном, Юго-Восточном и Южном административных округах столицы. После окончания голосования на 15 избирательных участках, оборудованных КОИБами, провели контрольный ручной пересчет голосов, расхождения в данных не было обнаружено, - рассказал в заключении секретарь штаба ОП столицы по наблюдению за выборами депутатов Мосгордумы Вадим Ковалев.

 Далее Председатель Общественной палаты города МосквыМихаил Кузовлев поздравил членов палаты Ирину Назарову и Рената Лайшева с избранием  их депутатами Московской городской Думы шестого созыва.

При обсуждении кадрового вопроса Михаил Кузовлевсообщил, что в адрес Общественной палаты поступило обращение от члена Общественной палаты города Москвы Александра Бречалова с просьбой о досрочном прекращении полномочий члена Общественной палаты в связи с избранием его Секретарем Общественной палаты Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Закона города Москвы «Об Общественной палате города Москвы», Указом Мэра Москвы  №55-УМ от 29 августа 2014 года новым членом Общественной палаты города Москвы утвержден глава московского отделения партии "Альянс Зеленых" Александр Закондырина.

 СПРАВКА: Александр Закондырин – окончил юридический факультет Академии труда и социальных отношений и аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук. С 2004 года - депутат муниципального округа «Войковский», с 2012 года заместитель Председателя Совета депутатов. С 2006 по 2007 гг. - ответственный секретарь межфракционного депутатского объединения «Наша Столица» в Государственной Думе ФС РФ. C 2012 года - Президент Московского фонда развития местного самоуправления.  С 2013 года – Председатель Совета московского городского отделения партии «Альянс зеленых и социал-демократов», член бюро Центрального совета партии.

После представления руководитель собрания Общественной палаты города Москвы Михаил Кузовлев сообщил, что Александр Закондырин вошел  в состав Комиссии по развитию гражданского общества, местного самоуправления, добровольческой деятельности Общественной палаты Москвы и намерен активизировать работу комиссии в сфере  местного самоуправления.

Далее участники собрания Общественной палаты приступили к обсуждению третьего вопроса повестки собрания «О  работе комиссий и экспертных групп  Общественной палаты города Москвы по проведению общественной экспертизы проектов бюджета приоритетных государственных программ города Москвы».

С информацией «О ходе проведения общественной экспертизы государственной программы «Культура Москвы» выступил руководитель Комиссии по культуре Общественной палаты города Москвы Михаил Лермонтов.

Он сообщил, что в августе мы получили Закон «Об общественном контроле», который сформировал общую концепцию процедуры проведения экспертизы. Комиссия по культуре только приступила к обсуждению общественной экспертизы проектов бюджета государственной программы «Культура Москвы». С этой целью были проведены встречи с департаментом культуры и департаментом культурного наследия с целью обсуждения порядка проведения общественных экспертиз, сформированы экспертные группы.

Михаил Лермонтов проинформировал, что Департамент по культуре курирует шесть программ, по которым выделен бюджет и статьи, требующие соответствующего общественного контроля, если Общественная палата примет такое решение. Одновременно с этим в программу «Культура Москвы» входит и Департамент культурного наследия, у которого имеется свой солидный бюджет и статьи расходов на культуру.  

Кроме того, у этих департаментов есть инвестиционные расходы на культуру, связанные с расходами на культуру других департаментов.

Это первоочередные темы для проведения общественных слушаний, по результатам которых должны быть осуществлены экспертизы.

Докладчик определил еще круг тем для проведения слушаний и экспертиз. Прежде всего, это тема реформы учреждений культуры, которая вызвала огромное число замечаний и претензий, связанных с укрупнением и перераспределением полномочий внутри библиотечной системы, в том числе тема, связанная с выставочными залами, которые получили и у которых изъяты отдельные полномочия.

При обсуждении актуальных тем комиссия по культуре руководствовалась принятым новым нормативом «Эффективность и качество управления ресурсами», в котором заложены совершенно конкретные параметры для проведения общественных экспертиз.  

Михаил Лермонтов затронул одно из приоритетных направлений в программе «Культура Москвы» - раздел о молодежной политики, куда также входит патриотическое воспитание.

В ходе обсуждения этого направления было обращено внимание на  недостаточно полный объем, сформулированных и поставленных целей и задач перед Департаментом культуры. С этой целью решено провести общественную экспертизу некоторых формулировок раздела о молодежной политике для определения эффективности реализации программы.

В заключении руководитель комиссии по культуре Михаил Лермонтов затронул темы обеспечения культурными услугами присоединенных территорий и объектов культурного наследия, выравнивания культурных услуг для жителей новой и старой Москвы.

Руководитель Комиссии по градостроительной политике, транспорту и связи Игорь Воскресенскийпроинформировал собрание Общественной палаты о программе «Градостроительная политика».

В частности он сообщил, что 11 сентября комиссия провела первое совместное заседание с экспертной группой, представителями Москомархитектуры и общественных строительных организаций.  

Руководитель комиссии отметил положительную динамику роста по годам финансирования программ по строительству. Как результат рост ввода недвижимости за счет бюджетных и внебюджетных источников в 2014 году составил 8 млн. кв. м. недвижимости, в планах 2015 года предусматривается ввод 9 млн. кв. м.

Однако он отметил, что в 2015 году сокращается объем проектных работ в два раза. 

Далее Игорь Воскресенский проинформировал, что разработка генерального плана с учетом присоединенных территорий не завершена. Срок окончания данной работы в 2015 году, что не может не сказаться на выборе оптимальных путей формирования планов строительства городских структур, определения приоритетов городского развития столицы Российской Федерации, центра московского региона.  

С этой целью возникает необходимость формирования благоприятных условий для инвестиционной деятельности строительных компаний в более современных условиях.  

По мнению экспертных специалистов Общественной палаты градостроительная политика Москвы должна отвечать социальным запросам москвичей. С этой целью при планировании строительства объектов соцкультбыта необходимо учитывать результаты социальных опросов горожан.

Руководитель комиссии предложил ускорить обсуждение проекта генерального плана развития Москвы.

В заключении Игорь Воскресенский подчеркнул, что работа комиссии по градостроительной политике Общественной палаты должна основываться не на внутреннем рассмотрении положений адресно-инвестиционной программы в 370 страниц, а на совместной работе Общественной палаты города с административными органами Правительства Москвы.  

Александр Гинзбург, руководитель Комиссии по экологической политике и устойчивому развитию рассказал о подпрограмме по экологии государственной программы«Столичное здравоохранение».

Он сообщил, что экспертизой, бюджетом и госпрограммой по экологии занимаются многие структуры московской власти, однако горизонтальной координации этой деятельности нет, контроль за исполнением бюджета со стороны общественности слабый.

На совместной встрече глава Департамента природопользования города Москвы Антон Кульбачевский  предложил проанализировать все экологические затраты бюджета Москвы по экологическим проблемам и в конце года результаты проверки огласить на общественных слушаниях по экологической стратегии в Общественной палате города Москвы.

Собранию общественной палаты было доведено, что создана рабочая группа по подготовке экологической стратегии города Москвы до 2030 года, куда входят все руководители департаментов и возглавляет Антон Кульбачевский.

Одной из частей стратегии по экологии может стать зеленая политика Москвы. Это совместный проект Общественной палаты Москвы, Торгово-промышленной палаты и банка Москвы.

Одновременно с этим комиссия по экологии ведет работу по налаживанию сотрудничества с комиссией по экологии Общественной палаты России.  

В заключении он проинформировал, что в настоящее время в состав Экспертного Совета России входят шесть членов Общественной палаты Москвы. Это хороший показатель для московской Общественной палаты.  

По государственной программе «Спорт Москвы» выступил руководитель Комиссии по спорту, туризму и досугуДмитрий Кузнецов, отметивший готовность и заинтересованность Департамента физической культуры и спорта в сотрудничестве с Общественной палатой города Москвы и Комиссией по спорту Общественной палаты.

В своем выступлении он озвучил результаты состоявшихся общественных обсуждений с участием экспертов хода формирования бюджета госпрограммы «Спорт Москвы» на 2015 год. Одобрив в целом подходы и направления финансирования мероприятий программы, в  т.ч. в части,  касающейся  финансового обеспечения учреждений Москомспорта,  развития материально-технической базы спортивных сооружений и мероприятий,  Дмитрий Кузнецов указал на то, что,  по мнению экспертов, было бы целесообразно в бюджете программы предусмотреть целевые финансовые средства на развитие ГТО, увеличить объем финансовых средств, направляемых на  расширение доступности спортивных сооружений для инвалидов, на необходимость увеличения количества бесплатных специальных мероприятий для детей категории риска, детей из  многодетных и неполных семей, а также москвичей, отнесенных к категории  социально нуждающихся.

 В ходе встречи участники обсуждения также высказали ряд предложений:

- ввести понятие «Ветеран спорта» с точки зрения льготной категории и в перспективе приравнивания этого звания  к званию «Ветеран труда»;

- разрешить на бесплатной основе (или по льготным расценкам) доступ бывших профессиональных спортсменов на спортивные объекты города;

-  Департаменту здравоохранения города Москвы предусмотреть меры, позволяющие профессиональным спортсменам- участникам сборных команд в оперативном порядке получать медицинские справки для участия в спортивных соревнованиях разного уровня;

-  привлечь в экспертные группы представителей спортивных федераций;

Для информации об участии Комиссии по развитию ЖКХ в разработке и реализации проектов в сфере городского хозяйства и транспортной политики было предоставлено слово руководителю Комиссии Александру Шумскому.

Он сообщил, что на заседаниях комиссии обсуждались новые проекты в сфере городского хозяйства и транспортной политики. В частности, внедрение диагональных переходов на перекрестках, реконструкции пешеходных зон в районе улиц Пятницкой, Маросейки и Покровки, установка в ближайшее время канализационных люков нового образца.

Александр Шумский рассказал, что 48 люков в новом дизайнерском исполнении вскоре появятся на улице Забелина. Это пилотный проект и если эксперимент удастся, то будем реализовывать проект на пешеходных улицах.

По словам А. Шумского, утверждены только два вида люков: в виде 10-рублевой монеты и в виде Георгия Победоносца, убивающего змея.  Всю архитектурную часть проекта оперативно обеспечила студия А. Лебедева, а представители комиссии Общественной палаты и эксперты согласовывали с городской властью два года.

В конце он добавил, что на обсуждение комиссии будут вынесены новые проекты, над которыми продолжается творческая работа. Это разработка линейки городской мебели, идея внедрить новый стиль в центре, сделать новый дизайн фонарей, сточных решеток.

В завершении Александр Шумский сказал, что работа Комиссии по развитию ЖКХ всегда представляет собою очень важную и конкретную деятельность, которая воплощает в жизнь самые смелые идеи и предложения.

О ходе проведения общественной экспертизы государственной программы «Жилище» информацию представил заместитель руководителя Комиссии по развитию ЖКХ  Валерий Семенов.

Наша комиссия совместно с экспертным советом и членами рабочей группы провели общественную экспертизу государственной программы «Жилище на 2012-2018 гг.». Программа соответствует всем параметрам и включает в себя пять подпрограмм.  

Вместе с тем, он отметил, что одной из главных проблем является управление жилищным фондом в городе Москве.

Валерий Семенов сообщил, что анализ поступивших предложений у экспертов сформировал понимание совершенствования системы управления многоквартирными  домами.

Предлагаемая Департаментом ЖКХ системы «Москва» переходит на новую систему «Сеть муниципальных предприятий», занимающихся эксплуатацией жилищного хозяйства. Управление многоквартирными домами включает в себя многообразие форм,  предусмотренных жилищным кодексом и российским законодательством.

"Одновременно, - продолжил Валерий Семенов, - в систему «Сеть муниципальных предприятий» входят многофункциональные центры, оказывающие государственную услугу по начислению платежей за жилищно-коммунальные услуги, диспетчерские службы, а также единые информационные расчетные центры. Эту взаимосвязанную работу, указанных государственных структур, обеспечит исполнителям органов города Москвы принятие управленческих и хозяйственных решений для дальнейшего развития и совершенствования жилищно-коммунальной системы, в том числе и для собственников столицы. Все виды деятельности, связанные с управленческими функциями, куда входит и управление, и контроль, и учет, формируют вопросы проведения общих собраний, работу со злостными неплательщиками".

Валерий Семенов отметил, что, к сожалению, эта работа находится в тупике. В каждом многоквартирном доме Москвы проживают от 5 до 30% должников, 2% - вообще не платят, остальные оплачивают с периодичностью три-пять месяцев. У управляющей компании накапливаются очень большие долги перед ресурсоснабжающими организациями и подрядными организациями. Исправно платят за жилье только люди пожилого возраста и арендаторы.

Заместитель руководителя комиссии подтвердил, что в программу «Жилище» внесено предложение о закреплении управленческих функций за собственниками домами. 

Собственник жилья должен определять, кто должен управлять домом – Управленческая компания, ТСЖ или ЖСК. Такой видится новая система управления жилищным фондом Москвы.

Наряду с этим Валерий Семенов остановился на ряде нерешенных вопросов, над которыми работают и комиссия Общественной палаты и департамент ЖКХ. В частности, для злостных неплательщиков создание переселенческого фонда, создание рабочих мест для членов управляющей компании, о пересмотре существующей системы выделения субсидий на содержание и проведение текущего ремонта дома, о софинансировании содержания консьержек для усиления безопасности, а также создания центров общественного контроля для работы с собственниками, неплательщиками.

О проведении общественной экспертизы подпрограммы  «Поддержка малого и среднего бизнеса» госпрограммы «Стимулирование экономической активности» познакомила с участниками собрания заместитель Комиссии по предпринимательской деятельности Татьяна Михайлова.

Татьяна Михайлова сообщила, что члены комиссии и экспертной группы провели совместное выездное заседание комиссии в Доме предпринимателей с представителями малого бизнеса Москвы, торгово-промышленной палаты, Москомимущества, управлений кадастровой службы и БТИ.

На заседании были рассмотрены проблемные вопросы, касающиеся состояния среднего и малого бизнеса, о недостаточном внимании  со стороны органов государственной власти малому и среднему бизнесу, о сложностях в процессе оформления и получения документов по открытию предприятий, об отсутствии правовых механизмов, позволяющих осуществить выкуп занимаемых площадей, непрозрачность механизмов предоставления субсидий из бюджета города Москвы предприятиям малого и среднего бизнеса, на отсутствие конкурсных процедур для микробизнеса. Особую озабоченность у представителей малого и среднего бизнеса вызывает вступление в силу с начала 2015 года положений  об установлении ставок арендной платы для данной категории предпринимателей на уровне рыночных. Что, по мнению экспертов, неизбежно приведет к сокращению числа реально действующих предпринимательских структур и сокращению услуг, оказываемых ими, как правило, в социальной сфере.

Татьяной Михайловой было отмечено, что средний и малый бизнес представляет порядка 2 млн. рабочих мест, что составляет 1/3 всех рабочих мест в городе Москве, предприятия обеспечивают 10% налоговых поступлений в бюджет города,  занятость в малом бизнесе составляет 4 % от трудоспособного населения Москвы , для предприятий продолжена льготная  аренда помещений в 2014 году.

Отдельно, Татьяна Михайлова остановилась на вопросе финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и организации контроля за эффективностью расходования предоставленных им средств из бюджета города Москвы. По ее мнению, поддержанном экспертами и членами Общественной палаты, именно Общественная палата города Москвы должна взять на себя  выработку предложений по формированию социального заказа для социально ориентированных некоммерческих организаций, исходя из приоритетных направлений экономического развития города, а также организацию общественного контроля за расходованием финансовых средств, предоставленных им в рамках реализации социального заказа. 

Руководитель Комиссии по социальной защите, делам семьи и молодежи Ольга Бессолова сообщила о ходе работы комиссии по программам «Социальная поддержка жителей Москвы» и «Столичное образование».

В своем сообщении Ольга Бессолова выразила озабоченность общим состоянием социальной защиты населения города и уровнем столичного образования в общеобразовательных учреждениях.

Она подчеркнула, что существует системное непонимание между общественными структурами, обществом, Общественной палатой города Москвы, общественными советами с одной стороны и представителями государственных структур с другой. Комиссия проводит много заседаний, экспертиз, встреч с представителями департаментов образования, соцзащиты, но уровень злободневных вопросов не спадает. Среди населения Москвы увеличивается число социально нуждающихся и получающих пособие семей.

Руководитель комиссии Ольга Бессолова предложила развивать тесное сотрудничество с Мосгордумой, которая может оказать содействие в решении вопросов соцзащиты и налаживании деловых отношений с представителями органов городских властей.

В ходе выступления Ольга Бессолова поделилась информацией о работе комиссии по вопросу реформирования системы образования в Москве. Она рассказала о низком уровне информированности родительской общественности о введении платы в общеобразовательных учреждениях, о предоставлении услуг в группах продленного дня и группах присмотра и ухода, о сокращении коррекционных школ, о проблемах детей-инвалидов.

Завершая свое выступление, глава комиссии Ольга Бессолова сказала,  что коллектив Общественной палаты города Москвы находится в начале пути установления и выработке системы общечеловеческих и деловых отношений между обществом и властью и надеется на взаимопонимание, поддержку и успех.

Руководитель комитета общественных связей города МосквыАлександр Чистяков выступил с разъяснением по возникшему вопросу в ходе собрания о выделения субсидий некоммерческим организациям. Он рассказал, что в соответствии с федеральным законодательством поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется в различных формах, в том числе,  в организационной, финансовой, технической, имущественной. Финансовая поддержка оказывается в виде субсидий, предоставляемых некоммерческим организациям на конкурсной основе из бюджета города Москвы. В Комитете общественных связей, чтобы не было коррупционной составляющей, вопрос о предоставлении субсидий решает экспертная комиссия из 78 человек.

Первоначально предполагалось, что в этом процессе выделения субсидий будет участвовать и Общественная палата города Москвы. Но решение данного вопроса не довели до конца. Если, в настоящее время, Общественная палата заинтересована участвовать в этом процессе, то Комитет общественных связей готов вернуться к обсуждению этого вопроса и предоставить такую возможность.

Для доклада по четвертому вопросу об участии Общественной палаты города Москвы в разработке Проекта Основ государственной культурной политики было предоставлено слово руководителю Комиссии по культуреМихаилу Лермонтову.

Михаил Лермонтов сообщил, что 30 сентября  было завершено всероссийское обсуждение Проекта Основ государственной культурной политики. Сейчас идет процесс анализа всех предложений и выработке окончательного текста Проекта Основ государственной культурной политики.

В завершении руководитель комиссии Михаил Лермонтов представил Собранию Общественной палаты для ознакомления рекомендации к проекту Основ государственной культурной политики по результатам прошедших обсуждений в Федеральных округах. Обсуждения проходили с участием представителей профильных комиссий общественных палат в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ханты-Мансийском УФО, Великом Новгороде СЗФО, Омске СФО, Пятигорске СКФО, станице Вёшенская ЮФО, в деревне Федоскино Московской области.