Комиссия по экологической политике и устойчивому развитию Общественной палаты города Москвы провела общественные слушания

5 ноября 2014 года в большом конференц-зале здания Общественной палаты города Москвы (Ленинградский пр-т, д. 5, стр.1, 1 этаж) прошли общественные слушания на тему «Существует ли природоохранная политика при осуществлении градостроительной деятельности в Москве?»

05.11.2014

Модератором общественных слушаний выступил заместитель руководителя Комиссии по экологической политике и устойчивому развитию Общественной палаты  Александр Федоров.

В общественных слушаниях приняли участие: заведующий лаборатории охраны природы Московского региона, ВНИИ охраны природы, главный редактор Красной книги города Москвы, к.б.н. Борис Самойлов; руководитель Московского городского общества защиты природы, заслуженный работник Москомархитектуры, ответственный редактор и автор Красной книги г. Москвы Галина Морозова; доцент кафедры гидрогеологии Геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.г.-м.н. Михаил Орлов;  эксперт «Гринпис России» Чупров В.А., заслуженный архитектор РФ, советник РААСН Зоя Харитонова, консультант-эксперт ОПРФ по экологическому праву Ольга Разбаш, эксперт Общественного экологического совета г. Москвы Алина Енгалычева, член Союза московских архитекторов, заместитель председателя Совета по градостроительному развитию Москвы Марк Гурари и другие.

Предметом разговора участников общественных слушаний стали 15 вопросов в сфере экологии и охраны окружающей среды:

- Усиление урбанизации столичного региона и экологическая безопасность Москвы.

- Природное наследие Москвы - "Чёрная книга".

- О геоэкологическом обосновании проектов природного комплекса.

- Необходимые изменения в экологическом законодательстве города Москвы.

- Останкино – территория вне Закона.

- Парк Сокольники: коммерческий парк развлечений или русский пейзажный парк?

- Неправомерное градостроительное освоение территорий природного комплекса Москвы.

- Результаты работы экспертной группы при Общественной палате РФ.

- Значение государственного кадастрового учёта сведений о местоположении границ объектов природного комплекса Москвы для обеспечения их защиты от застройки и иного нецелевого использования.

- Особенности национальной «Земельной реформы» - Закон Власти или Власть Закона? Взаимодействие с органами исполнительной власти города Москвы.

- Вне правового поля: уничтожение природного комплекса Лианозово и нарушение конституционных гарантий москвичей.

- Примеры нарушений законодательства при реализации проектов Департамента природопользования в долине Яузы в национальном парке "Лосиный остров".

- Патриотизм начинается с малой Родины.

- О сохранении Троицкого леса и включения в границы экологического каркаса  всех лесов Новой Москвы, ранее входивших в Лесной фонд Российской Федерации.

- Нарушения природоохранного законодательства как базовый принцип хозяйствования на особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) Москвы. Памятник природы «Серебряный бор».

- Некоторые соображения о необходимости совершенствования экологического и градостроительного законодательства.

Открыл общественные слушания заведующий лаборатории охраны природы Московского региона ВНИИ охраны природы, главный редактор Красной книги города Москвы, д.б.н.  Борис Самойлов. Он проинформировал собравшихся сообщением об усилении урбанизации столичного региона и угрозах экологической безопасности г. Москвы. Следствием этого процесса является сокращение территории лесных массивов и экологически эффективных территорий в ближнем Подмосковье из-за массовых застроек.

Борис Самойлов подчеркнул, что в настоящее время исключительно важное средозащитное экологическое значение для Москвы приобретают включенные в границы города значительные площади лесов в юго-западном направлении.

Руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова поделилась информацией о природном наследии Москвы. Она подчеркнула, что на территории города Москвы обязательно должны быть природные территории – леса, естественные речные долины и другие природные комплексы. Все это составляет природное наследие столицы и способствует экологической безопасности столицы. С 2011 года начался процесс сокращения особо охраняемых природных территории столицы из-за строительства объектов различного назначения. Не осталось практически ни одной территории, не затронутой той или иной застройкой.

Галина Морозова привела пример нарушения природоохранного законодательства РФ и города Москвы. Градостроительная земельная комиссия Москвы одобрила проект строительства нового городского района с парками, спортивными сооружениями и Парламентским центром на территории Мнёвниковской поймы,  которая является частью особо охраняемой природной территории, ключевой территорией для сохранения биологического разнообразия Москвы. Несмотря на это, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы голословно представляет её как «депрессивную территорию, состояние которой оценивается как экологическое бедствие». Морозова Г.В. предложила участникам общественных слушаний подготовить информационное сообщение по Мнёвниковской пойме.

Доцент кафедры гидрогеологии Геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.г.-м.н. Михаил  Орлов проинформировал о геоэкологическом обосновании проектов природного комплекса. Он подчеркнул, что одним из главных направлений градостроительной политики г. Москвы должно стать экологическое обоснование строительных проектов. Причина происходящих в настоящее время негативных процессов и провала многих проектов благоустройства и строительства в ООПТ, по мнению Михаила Орлова, экологическая некомпетентность населения и градостроителей. Он отметил, что гибель природных территорий в городе опасна для человека. Вслед за природой деградирует и сам горожанин – физически и морально.

Михаил Орлов подчеркнул, что государственная экологическая экспертиза искусственно и необоснованно раздроблена на три неравные части: 1. Объекты в ООПТ (Росприроднадзор, ДпиООС, сильные эксперты; мало объектов). 2. Объекты «с отходами» (Ростехнадзор; мало объектов). 3. Прочие объекты (строительная или государственная экспертиза; экологических экспертов практически нет; объектов очень много). Лица, принимающие решения, как правило, отдают предпочтение строительству, ставя в ущерб экологию. Он привел в качестве примера национальный парк Лосиный остров, где ДПиООС является заказчиком проекта «Устройство водного экологического маршрута (р. Яуза). На самом деле там работает тяжелая техника, извлекают грязные донные отложения и складируют их на берегах старичных озер, засыпают остроугольным крупным щебнем и галькой дно и берега озер и самой Яузы. По его мнению, вместо охраны природы (краснокнижные виды флоры и фауны) тратятся миллионы рублей на ее уничтожение. В итоге – при полной поддержке ДПиООС сокращается территория национального парка «Лосиный Остров».  

Эксперт «Гринпис России» Владимир Чупров сообщил о необходимых изменениях в экологическом законодательстве г. Москвы. Он проинформировал, что за последние годы было уничтожено 800 га зеленых насаждений и только 90 га было восстановлено. В среднем в год в городе уничтожается от 20 до 100 га зеленых насаждений. Необходимо предусмотреть в Законе г. Москвы от 26 сентября 2001 года №48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» запрет на предоставление земельных участков в ООПТ на бессрочное пользование учреждениям образовательной сферы, сферы здравоохранения, культуры и спорта;   Также Владимир Чупров предложил в рамках Постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года №743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» ограничить сбор листопада, уменьшить покос газонов в столице с 4-6 раз в год  до 1-2 раз в год, регламентировать  и минимизировать использование антигололедных веществ реагентов. На остановках общественного транспорта и тротуарах использовать гравий и песок.

Член городского экологического Общественного совета Олег Сулакадзе сообщил, что численность населения района Останкино - 52 тыс. жителей. Район представляет собой срез экологической политики г. Москвы. На территории Останкино находятся зеленые массивы Ботанический сад, Звездный бульвар, парк Останкино, ВДНХ, Останкинская дубрава (уникальный объект в мире, где лес с 300-летними дубами в черте города). В 2012 году было выделено 2,2 млрд. рублей на реконструкцию Останкинского парка, в ходе которой на территории было ликвидировано около 40 незаконных объектов. Однако, в нарушение существующего законодательства, масштабные работы велись без проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), в результате более 10.5 га уникального природного объекта оказались под бетоном, плиткой и резиной, ещё 5.5 га готовятся к застройке. Без ГЭЭ, вопреки мнению экспертов и общественности, построен самый большой в Европе скейтпарк площадью 1 га, и самая большая в Европе «мангальная группа», полномерный футбольный стадион с синтетическими дорожками и другие инфраструктурные объекты, не отвечающие функциональному назначению ООПТ. Требования к проекту, изложенные в Заключении ДПиООС, строителями демонстративно проигнорированы. Все это нарушает природоохранное законодательство и значительно уменьшает площадь зелёных насаждений. Общественность района Останкино обеспокоена вопросом снятия статуса ООПТ с территории ВДНХ.

В своем выступлении Олег Сулакадзе выразил недоумение в случае сноса1111 забора в Главном ботаническом саду, являющимся научно-исследовательским учреждением. Работы проводятся без государственной экологической экспертизы.  

Заслуженный архитектор РФ, советник РААСН Зоя Харитонова выступила с информацией на тему «Парк Сокольники: коммерческий парк развлечений или русский пейзажный парк?» Победителем конкурса на разработку концепции развития парка «Сокольники – посольство природы» стал консорциум из британской компании Groundlab, московское бюро Wowhaus и петербургский Институт территориального планирования «Урбаника», предложившие стратегию развития территории парка на ближайшие 15 лет. В концепции определены три направления использования территории. Первое – это пояс с названием «Лес» соединяет «Лосиный остров» с парком «Сокольники». Здесь предлагается соорудить под Ростокинским проездом подземные переходы для животных, в том числе лосей. Второе - это лесопарковое пространство, окружающее «Лес» и значительно более доступное для горожан. Наконец, третье направление - это регулярный парк, расположенный при входе в Сокольники, где будут сосредоточены все развлекательные и спортивные функции. Однако содержащиеся в концепции предложения неприемлемы для парка «Сокольники», поскольку они полностью игнорируют статус памятника исторического и культурного наследия, веками сложившуюся специфику использования.

Консультант-эксперт Общественной палаты Российской федерации по экологическому праву Ольга Разбаш сообщила о результатах работы экспертной группы при ОП РФ о неправомерном градостроительном освоении территорий природного комплекса Москвы.  В ходе рассмотрения обращений граждан были установлены нарушения при принятии градостроительных решений основных законов России и г. Москвы, в том числе градостроительных кодексов России и Москвы, Земельного кодекса России, ФЗ «Об охране окружающей среды», законов г. Москвы «О землепользовании в городе Москве», «О защите зеленых насаждений» и других.

Ольга Разбаш проинформировала о том, что в Москве имеет место острый дефицит зеленых насаждений, приходящихся на одного человека, По данным ВОЗ на 1 человека в городе необходимо 50 кв.м. зеленых насаждений и 300 кв.м. - за городом. В Москве этот показатель за последние годы снизился с 24 кв.м. до 16 кв.м, а в реальности нет даже 16 кв.м из-за роста численности населения и массовой вырубки и уничтожения природных и озелененных территорий Москвы за последние годы.

Она подчеркнула, что все озелененные территории должны находиться в шаговой доступности, не менее 300-400 м от места жительства людей, что предусмотрено московскими городскими строительными нормами, правилами планировки и застройки г. Москвы. Поэтому при реализации последних городских проектов происходит изъятие земель из ООПТ, озелененных территорий общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов), перевод их в другое целевое использование, уже не общее, а ограниченное, с последующей (после строительства) передачей в собственность организациям и частным лицам. Все это не может не сказаться на здоровье населения. Тенденции роста экологически зависимых заболеваний требуют немедленного привлечения внимания властей города к проблемам сохранения зеленых насаждений с установлением полного запрета на уничтожение и непрофильное использование территорий природного комплекса Москвы.

Она подчеркнула, что столичный статус Москвы обязывает руководство города к созданию комфортной и экологически безопасной окружающей среды, что во многом обеспечивается достаточной обеспеченностью города «зелеными легкими».

Эксперт Общественного экологического совета г. Москвы Алина Енгалычева выступила  с информацией о значении государственного кадастрового учета сведений о местоположении границ объектов природного комплекса г. Москвы для обеспечения их защиты от застройки и нецелевого использования.  

Уже в 1995 г. было отмечено неудовлетворительное состояние и нехватка озелененных территорий общего пользования природного комплекса (ПК). К 2000 году в г. Москве, были созданы основные ООПТ, утверждены их границы и режим особой охраны, утвержден перечень территорий ПК, их границы, категории и режимы регулирования градостроительной деятельности. Все территории в границах ПК Постановлением правительства Москвы в 1999 г. были утверждены как охранная зона с особыми условиями использования территорий – зона охраняемого ландшафта. Постановлением Правительства Москвы от 20.09.2005г. №717-ПП утверждено «Положение о мониторинге земельных участков, входящих в состав земель общего пользования города Москвы», которое предусматривало обеспечение органов власти актуальной информацией, необходимой для ведения Государственного земельного кадастра, для контроля за использованием и охраной земель с целью сохранения сформированных в установленных границах объектов природного комплекса г. Москвы. Все сведения о территориях ПК (границы, установленные линиями градостроительного регулирования, ограничения использования, режимы и т.д.) внесены во все информационным учетные системы г. Москвы, включая ИСОГД, и имеются в распоряжении всех органов исполнительной власти. На момент принятия действующего Генерального плана Москвы в 2010 г. уже действовал  ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»(2007). Все сведения, содержащиеся в документах – схемах, картах Генплана Москвы и ИСОГД - о зонах с особыми условиями использования территорий и землях общего пользования, которыми являются парки, скверы, сады и бульвары, должны были быть в установленных границах внесены в ГКН. Для этого необходимо было подготовить землеустроительную документацию в соответствии с Законом «О землеустройстве» и передать ее в орган кадастрового учета. Работы по подготовке такой документации были регламентированы множеством постановлений правительства Москвы в рамках реализации  городской  целевой программы «Развитие земельной реформы в городе Москве» начиная с 2007 года. На эти работы выделялись бюджетные средства. Эту работу должен был выполнить уполномоченный орган власти (до февраля 2013 г. - Департамент земельных ресурсов, затем - Департамент городского имущества). Однако, до настоящего времени большинство земель общего пользования парков, скверов, садов и бульваров не учтены в ГКН. При этом сотрудники ДГИ, не внеся эти сведения в ГКН, имея в своем распоряжении информационные системы г. Москвы, в которых указаны ограничения по использованию этих земель, формируют земельные участки из земель общего пользования ПК Москвы, как будто это были «пустыри» с присвоением ненадлежащего вида разрешенного использования – «под строительство», с изменением целевого назначения и переводом в ограниченное пользование, что противоречит нормам п.8 ст. 27 и п. 12 ст. 85 Земельного кодекса России (земли общего пользования не подлежат приватизации), что в последствии дает право отчуждения этих земель, нарушая ст. 28 ч. 8 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары не подлежат отчуждению). То есть, те органы, которые допустили нарушение и не внесли земли общего пользования ПК Москвы в ГКН и имеют в своем распоряжении множество иных ресурсов, в которых отражено фактическое состояние, назначение, границы и режимы этих территорий, предпочитают ориентироваться не  на закреплённый законодательно статус  территорий ПК, а на кадастровую карту, в которую сами же не внесли необходимые учётные сведения. В таких действиях усматривается умысел по запланированному нецелевому и непрофильному освоению этих земель и лишению москвичей их «зелёных легких».

В связи с этим, Алина Енгалычева отметила, что такое положение недопустимо, так как развитие города удобного для жизни несовместимо с  уничтожением земель парков, скверов, бульваров и садов, которые обеспечивают пригодную для проживания, безопасную окружающую среду.

Судебный юрист, руководитель Общественного объединения "Наше Лианозово" Павел Никонов сообщил об уничтожении природного комплекса «Лианозово» и нарушении конституционных гарантий москвичей.

Он проинформировал о проекте «Реконструкция Череповецкой улицы от Лианозовского проезда до пересечения с улицей Угличская». По представленным проектным материалам в зоне производства работ реконструкции улицы произрастает 639 деревьев и 2886 кустарников, пересаживается 26 деревьев и 728 кустарников, сохраняется 178 деревьев и 763 кустарника, вырубается 435 деревьев и 1395 кустарников. Предполагается уничтожение 2140 кв.м. травяного покрова. Реконструкция улицы затрагивает территорию памятника садово-паркового искусства «Парк Лианозово».

Аспирантка географического факультета МГУ, сотрудник Гидрометцентра России, член инициативной группы "Друзья Лосиного острова" Пелагея Белякова привела примеры нарушений законодательства при реализации проектов ДПиООС в долине реки Яузы в национальном парке "Лосиный остров". В мае 2014 года стало известно о проведении работ по реабилитации старичных водоёмов путём откачки, вывоза донных отложений, уничтожения водной растительности и присыпки щебнем берегов. При реконструкции Богатырского пруда тяжёлой техникой был разрыт и засыпан расположенный рядом с ним маленький водоём с родниковым питанием – место размножения разных видов амфибий. До начала реализации проекта долина реки Яузы в московской части национального парка «Лосиный Остров», несмотря на сильную загрязнённость воды в реке, являлась ценным природным объектом общегородского значения. Была нарушена ст. 42. Водного кодекса России «Основные требования к использованию водных объектов». При реализации проекта пойма Яузы практически утратила свой природный облик, а сама река теперь выглядит как арык. Для приведения нормативной правовой базы г. Москвы в соответствие с законодательством России, необходимо обратиться в МГД, чтобы рассметрели вопрос о внесении дополнения в ст. 8 Закона г, Москвы от 06.11.02 №56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» положения о регистрации общественной экологической экспертизы органами местного самоуправления.

Ольга Соколова - руководитель рабочей группы по благоустройству в Москворечье-Сабурово, ЮАО, инженер-проектировщик, ландшафтный дизайнер, выступила  с кратким сообщением «Патриотизм начинается с малой Родины». Она представила фотографии уничтоженного Яблоневого сада около Большого театра, где встречаются ветераны ВОВ. Далее представила проект сводной таблицы, в которую предлагается внести данные по нарушениям в каждой природной и озелененной территории в городе и затраты бюджетных средств на проекты и их реализацию.

Муниципальный депутат поселения «Первомайское»ё, Новая Москва Надежда Белова предоставила информацию о сохранении Троицкого леса и включения в границы экологического каркаса всех лесов Новой Москвы, ранее входивших в лесной фонд России.

Она высказала озабоченность тем, что в данный момент  ЗАО «НИИ градостроительного и системного проектирования» по заданию Правительства Москвы разрабатывает экологический каркас московской агломерации, в который из 70 тыс.га лесов ТиНАО, ранее входивших в лесной фонд, под некий охранный статус (пока неясно какой) попадает только 25%.

Руководитель Всероссийского общественного движения «Открытый берег», член  рабочей группы по парку «Москворецкий», член общественного экологического совета Москвы по СЗАО Сергей Менжерицкий выступил с информацией о нарушениях природоохранного законодательства как базовом принципе хозяйствования на ООПТ Москвы.

Он привел в пример памятник природы Серебряный бор, где реализуются проекты, заведомо разрушительные для его экосистемы и создающие проблемы для посетителей. В частности, в рамках создания "Второй экологической тропы", традиционные грунтовые дорожки были покрыты пылящей шлаково-цементной крошкой, либо зашиты деревянными помостами со ступенями, фактически уничтожившими историческую 15-км лыжную трассу Серебряного бора и сделавшими его труднодоступным для маломобильных групп граждан.

Он также обратил внимание на порочную практику сдачи в аренду городских пляжей, где вместо оздоровительной инфраструктуры по факту развернута инфраструктура для проведения корпоративных праздников до 10 000 человек, нарушающих все ограничения по шуму на ООПТ, противозаконно ограничивающих доступ на пляжи обычных горожан и создающих условия для полномасштабного транспортного коллапса. Особенно вопиющим он назвал случай с передачей в аренду на 49 лет лучшей части городского пляжа №2 Серебряного бора под юрисдикцию компании «Лукойл».

Далее он рассказал о проблеме массового и бесконтрольного использования акваторий ООПТ маломерными моторизованными судами, что приводит к стремительной эрозии естественных берегов рек и водоёмов, уничтожению прибрежной флоры и фауны, угрозе жизни купающихся, масштабному шумовому и химическому загрязнению воздушного бассейна и водной среды.

Некоторые соображения о необходимости совершенствования экологического и градостроительного законодательства озвучил в заключении общественных слушаний депутат ВМО Щукино, председатель комиссии ВМО по градостроительству и имущественно-земельным отношениям Андрей Гребенник. Он сообщил о том, что в связи со строительством Северо-западной хорды наносится большой вред природе. В связи с этим он предложил ввести конкретные ограничения, не допускающие превращения городских улиц в скоростные магистрали.

Участниками  общественных слушаний была принята общая резолюция с дополнениями и предложениями.