27 ноября 2014 года

Общественная палата города Москвы, в качестве официального партнера, примет участие в III-м Московском форуме «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество».

19.11.2014

Мероприятие организует Ассоциация  Менеджеров России при  поддержке  Департамента культуры города Москвы и Ресурсного центра «Мосволонтёр» 27  ноября  2014  года с 12 до 19.00 в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия Сегодня» (г. Москва, Зубовский б-р, 4)

Целью проведения Форума в 2014 году является анализ опыта корпоративного волонтерства  на  современном  этапе  и  тиражирование  успешных  практик, обсуждение  возможных  путей  развития  и  укрепления  межсекторного  партнерства «бизнес – общество – власть» в рамках корпоративных программ и государственной молодежной политики, выявление и развитие технологий вовлечения.«бизнес – общество – власть» в рамках корпоративных программ и государственной молодежной политики, выявление и развитие технологий вовлечения.

В  контексте  современных  экономических  тенденций  и  сокращения благотворительных  бюджетов,  корпоративное  волонтерство  становится  важным инструментом  поддержания  социальной  активности  компаний  и  формирования устойчивых отношений с государством и местными сообществами.

Опыт  передовых  компаний убедительно  доказывает,  что  корпоративное волонтерство  является  важным  инструментом  как  для значимых  социальных изменений, так и для построения корпоративных коммуникаций.

Деятельность  в  сфере  корпоративного  добровольчества  приносит  ценный  вклад  в  развитие  общества,  становится неотъемлемой  частью  стратегий  корпоративной  социальной  ответственности  и устойчивого развития в любой компании.

Приглашаем Вас принять участие в форуме!

Информационные материалы

III-й Московский форум

«Корпоративное волонтерство: бизнес и общество»

Актуальность

На сегодняшний день уровень развития волонтерской деятельности в России по сравнению со странами Европы остается крайне низким. По результатам социологических опросов в России многие люди готовы принять участие в волонтерской деятельности, но из-за недостатка информации о том, как это можно сделать, не участвуют. В этом основная причина слабой распространенности волонтерской деятельности.

В последние годы «катализатором» развития волонтерства в регионах стала подготовка к проведению Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи в 2014 году, которая создала уникальные возможности для реализации системного подхода в добровольческих программах молодежи. Олимпийский национальный проект формирует социальный заказ массовой подготовки своеобразной элиты волонтерства, которая сможет привлечь в добровольчество креативно мыслящие слои российского общества. Однако этого «импульса» не достаточно – необходимо качественно изменить отношение к волонтерской деятельности в сознании общественности в России.

В процессе этого изменения будет необходимо решить проблему, которая заключается в том, что из-за политических условий, социальных стереотипов, особенностей исторического развития страны популярность волонтёрской деятельности в России значительно уступают европейской. Это связано с тем, что в Европе работа волонтерских центров построена на продуманной коммуникационной политике.

Основания для возникновения корпоративного волонтерства в компании:

• требования и традиции головного офиса компании

• наличие программ по корпоративной социальной ответственности (КСО)

• развитие и выход компании на новый уровень на рынке

• личная инициатива топ-менеджмента компании

• зарождение волонтерского движения среди сотрудников по их инициативе

Основные направления корпоративного волонтерства:

• помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

• помощь инвалидам

• помощь пожилым людям

• помощь беженцам и бездомным

• разработка и реализация социальных и экологических программ

• услуги в области здравоохранения, образования и социальной защиты

• благоустройство территорий

• обмен опытом и координация в сфере корпоративного волонтерства

 

Какую конкретно задачу будет решать компания, зависит от политики компании в области КСО. Многие компании пытаются решить все задачи одновременно, но преимущественно компания старается сфокусироваться на конкретной задаче, чтобы достигнуть больших успехов в её реализации. Эксперты считают волонтерские проекты наименее затратной частью КСО.

 

Хорошо продуманные и грамотно организованные программы корпоративного добровольчества открывают перед компанией один из самых успешных и рентабельных путей развития бизнеса и роста его стоимости на финансовых рынках. Добровольческая активность гарантирует компании высокий уровень возврата инвестиций, поскольку повышает степень доверия тех организаций, групп или людей, на которые влияет компания и от которых она зависит: клиенты, сотрудники, партнеры, другие компании, инвесторы, а также власть. Вовлечение сотрудников в программы добровольчества позволяет повысить узнаваемость бренда и реализовать другие маркетинговые стратегии компании в местном сообществе. Волонтерские программы и акции значительно усиливают интерес к компании со стороны СМИ, что также улучшает деловую и социальную репутацию бизнеса в глазах населения.

Плюсы для организации

В целом, от реализации корпоративных добровольческих программ организации            получают следующие выгоды:

·         Привлечение общественного внимания к компании, возможность  продемонстрировать высокую степень социальной ответственности и упрочить   репутацию;

·         Знакомство с реальными и потенциальными потребителями, потенциальными работниками, улучшение отношений с местными властями;

·         Улучшение финансовых показателей? снижение рисков;

·         Развитие навыков сотрудников;

·         Успешный рекрутинг и удержание персонала;

·         Повышение моральных духа сотрудников и рост производительности труда;

·         Развитие горизонтальных связей на предприятии, командообразование и укрепление корпоративного духа;

·         Вовлечение персонала в развитие дел в компании, стимулирование поиска творческих решений, формирование благоприятного климата для нововведений;

·         Улучшение качества жизни местного сообщества и решение социальных проблем.

 

Выгоды для компании

Выгоды для общества

Выгоды для сотрудников

• Укрепление репутации

• Успешный набор и удержание кадров, профилактика профессионального выгорания

• Повышение морального духа и производительности труда

• Профессиональное развитие кадров

• Инновации и управление переменами

• Разработка бизнес-плана для НКО

• Консультирование по вопросам финансового управления, маркетинга и связям с общественностью

• Консультирование в области договорных отношений

• Проведение тренингов, в том числе по IT

• Создание основы для долгосрочного партнерства с НКО

• Пропагандирование социальных подходов и решений в своей компании

• Развитие личных навыков

(управление временем,

презентации и общение)

• Возможность работать в новой

среде и разработать навыки

• Развить навыки работы

в команде совместно

со специалистами других отделов

• Новый жизненный опыт

• Возможность внести вклад

в решение социальной проблемы

 

 

Многие компании уже активно интегрируют формы корпоративного добровольчества в свою HR-политику: используют добровольческую активность как альтернативу обучению персонала, включают волонтерство в стратегии управления персоналом, стажируют выпускников на предприятии, предоставляют выходные для добровольчества и поддерживают волонтерские инициативы своих сотрудников.

Мнения экспертов

Главный эксперт отдела внешних и внутренних коммуникаций ЮниКредит Банка Светлана Тихонова подчеркивает, что в ЮниКредит Банке участие сотрудников в акциях добровольное. «Обязаловка» может дискредитировать саму идею волонтерства. Также было отмечено 3 фактора, наиболее мотивирующие людей: свобода действий, вклад в важное дело и мастерство. Дополнительными мотивами тут могут быть получение опыта и бонусов, социализация, статус. Но существуют и барьеры на пути привлечения волонтеров: тема может быть не близкой для сотрудников, отсутствие времени, страх перед горем или болезнью, отсутствие истории участия в подобных акциях в семье, недоверие к организаторам, непрестижность деятельности волонтера, недостаток информации, отрицательный опыт волонтерства в прошлом, организационные сложности. Для того чтобы их снять, нужно заниматься продвижением добровольчества через организацию акций и их рекламу.

Руководитель группы развития и консультирования CAF Россия Марина Мухина отметила важность системообразующего фактора, благодаря которому хорошие волонтерские программы складываются из уже имеющихся инициатив и специфики деятельности компании.

Модели

На данный момент существуют три самые распространенные модели:

1.      «Партнерская модель»

Сотрудники компании участвуют в добровольческой деятельности партнеров из общественных организаций, НКО, БФ, социальных служб и т.д. Данная модель эффективна в том случае, когда компания заключила договоренности с НКО, основанные на партнерстве и опираясь, на профессиональные навыки друг друга.

Зачастую происходит следующая ситуация: компания самостоятельно решает, кому помогать, каким образом это делать, исходя из своих собственных потребностей, запросов и понимания существующей проблематики. Представители НКО, обладающие профессиональной компетенцией в данном вопросе, сразу видят некоторые не соответствия, а порой знают, что данный вид помощи носит временный эмоциональный эффект и не решает поднятую проблему. Специализированная НКО всегда даст грамотную консультацию: кому необходима помощь на данный момент, где это важнее всего, как правильнее всего начать и реализовать данный проект, какие ресурсы на это потребуются.

2.      «Уникальная корпоративная модель»

Корпорация разрабатывает собственную модель добровольческой деятельности.

3.      «Индивидуальная добровольческая деятельность»

Корпорация поощряет персональные усилия и личные инициативы сотрудников в добровольческой работе.

Ввиду очевидных различий в деятельности, структуре и преследуемой цели разных типов организаций в разных секторах можно выделить специфические для каждой из них факторы, препятствующие развитию КВ. Развитию корпоративного волонтерства препятствуют низкий уровень культуры корпоративного волонтерства ввиду низкой информированность населения, низкого уровня развития гражданского общества, незаинтересованность власти. Мало кто может дать четкое определение этому понятию, объяснить его суть.

Информационная поддержка корпоративного волонтерства

В России уже есть специализированные СМИ (журналы «Бизнес и общество», «деньги и благотворительность»), которые системно развивают тему социального партнерства, благотворительности и волонтерства. К этим вопросам проявляют интерес деловые газеты – «Коммерсант» и «Ведомости», последняя из которых вот уже несколько лет проводит ежегодные конференции, посвященные социальной ответственности бизнеса, корпоративному волонтерству и благотворительности.

Эксперты, ориентированные на интернет, отмечали рост числа ресурсов, посвященных волонтерству, которые имеют образовательный и информационный характер. Интернет-ресурсы, упомянутые во всех городах проведения исследования, – это сайты Филантроп и Агентства социальной информации, некоторые упоминали сайт Волонтер.ру, «Служение» (НН),  dobronews.ru, портал для HR-специалистов.

Опыт США – пример (Совет Атланты)

Совет Атланты по корпоративному волонтерству (СКВ) – это объединение компаний малого, среднего и крупного бизнеса, которые вместе разрабатывают программы КВ, направленные на улучшение жизни местного сообщества. Вот уже 10 лет Совет выступает в качестве посредника между профессионалами в сфере бизнеса, занимающихся волонтерством, с целью их обмена лучшими практиками и укрепления стратегий капиталовложений, направленных на общественные нужды. Совет обеспечивает постоянный обмен информацией и лучшими практиками между компаниями-членами и регулярно проводит конференции, на которых они могут узнать о нуждах и современных проблемах местного сообщества. СКВ предоставляет возможность корпорациям вместе работать над решением этих проблем путем создания совместных проектов, поддерживая их и предоставляя все необходимые ресурсы, например, доступ к членскому веб-сайту, на котором представлены инструментарий, лучшие практики, исследования, тренды в КВ, информация о мероприятиях и контакты членов Совета, а так же доступ к некоммерческим организациям, готовым к сотрудничеству.

Международная практика

Постепенно корпоративное волонтерство становится одним из важнейших направлений социальной ответственности российских компаний. Международным лидером в этой области остается США. В России корпоративное волонтерство начало зарождаться именно в представительствах крупных западных корпораций. По данным исследований Volunteering for Impact и Corporate Giving Standard, в штатах около половины взрослого населения работает бесплатно не менее четырех часов в неделю. Инициатором развития КВ там является бизнес. Успешная деятельность Совета Атланты по корпоративному волонтерству доказывает тот факт, что волонтерская деятельность привлекательна, полезна и доступна не только бизнес-гигантам.