О необходимости введения в городе Москве региональной программы капитального ремонта обсудили в Общественной палате Москвы

На расширенном заседании Комиссии по развитию жилищно-коммунального хозяйства Общественной палаты города Москвы обсудили «Обращения жилищных объединений, председателей ряда ТСЖ города Москвы, а также саморегулируемых организаций в сфере капитального ремонта многоквартирных домов и управления недвижимостью «О необходимости введения региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников жилых и нежилых помещений».

18.11.2014

В заседании приняли участие депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ, первый заместитель комитета по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, заместитель генерального директора государственной корпорации «Фонд реформирования ЖКХ» Ольга Сердюк, Первый заместитель руководителя Аппарата Мэра  и Правительства Москвы  Алексей Старовойтов, Руководитель Департамента комитета ремонта города Москвы Артур Кескинов, председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, депутаты Мосгордумы Степан Орлов, Владимир Платонов, Инна Свитенко, Ярослав Кузьминов, члены Комиссии и эксперты Общественной палаты города Москвы. 

Заседание открыл заместитель руководителя Комиссии по развитию жилищно-коммунального хозяйства Общественной палаты города Москвы Валерий Семенов.

Обращаясь к присутствующим, Валерий Семенов сообщил, что основанием для проведения расширенного заседания комиссии по развитию ЖКХ послужили обращения, поступившие в Общественную палату города Москвы, от председателей товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, а также профильных, саморегулируемых организаций, озабоченных проблемой организации капитального ремонта жилых домов в городе Москве. Одно обращение от жилищных объединений, второе от профильных саморегулируемых организаций. Организации разные, а тема обращений одна.  Обращения обусловлены необходимостью незамедлительного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, т. к., если сегодня не начать этот процесс, то по их мнению, через несколько лет может наступить точка невозврата.

В субъектах РФ уже реализуется программа проведения капитального ремонта многоквартирных домов, которая финансируется из фонда капитального ремонта и формируется за счет средств собственников помещения многоквартирного дома. В Москве программа капитального ремонта не сформирована.

Комиссия по развитию ЖКХ Общественной палаты города пригласила для обсуждения данных вопросов руководителей жилищных объединений, управляющих организации, экспертов, представителей областных и городских властных структур, признанных решать задачи, поставленные на совещании.

В начале обсуждения вопроса повестки дня слово было предоставлено одному из авторов обращения поступившего в Общественную палату города Москвы исполнительному директору саморегулируемой организации межрегиональной гильдии управляющих компаний в ЖКХ, члену экспертного совета Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и коммунальному хозяйству Елене Москвиной. Она выразила озабоченность состоянием и отсутствием нормативно-правовой базы проведения капитального ремонта многоквартирных домов. По ее словам закон о капитальном ремонте должен уже работать в Москве не позднее начала 2015 года. Все участники жилищных отношений безоговорочно хотят одного - комплексного приведения домов в порядок. И если проанализировать работы капитального характера за прошлые годы, то мы увидим, что в Москве, с привлечением денег собственников, отремонтировано более 600 домов. Елена Москвина предложила ввести аккредитацию саморегулируемых организаций и дать полномочия осуществлять проверки владельцев специальных счетов управляющим организациям.

Продолжая обсуждение, руководитель ТСЖ «Цюрупы 8» Алла Соколова, также подписавшая обращение, отметила, что нужен дифференцированный подход к установлению тарифа на капремонт, так как дома разные, разного года постройки. Хотелось бы, чтобы эксперты конкретно определили экономически обоснованные размеры взносов на капремонт с учетом всех составляющих. По ее мнению, целесообразнее уделять внимание не накапливанию средств на капитальный ремонт, а поддерживающему ремонту, не допускающему необратимого старения здания и инженерных коммуникаций, проводя его непрерывно по мере необходимости, а также нужно продлить полномочия председателя ТСЖ и ЖСК.

Председатель Совета многоквартирного дома, член Экспертного совета Общественной палаты Москвы Галина Кирьянова остановилась на неустойчивой работе и дороговизне ремонта лифтов, жутком состоянии мусоропроводов, организации в закрываемых домах хостелов.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева сообщила, что  принят 238-й федеральный закон, который впервые четко сформировал создание фондов капитального ремонта многоквартирных домов в РФ. Москва поступила очень разумно, поскольку принятие регионального закона о капремонте в Москве в настоящее время необходимо с учетом ошибок и положительного опыта других российских регионов.  Капитальный ремонт необходимо начинать с серьезной аналитики технического состояния многоквартирных домов, с того минимального перечня работ, который отдан сейчас федеральному закону. Потому что в каждом субъекте зарплата разная и к расширению этого перечня работ нужно подойти профессионально. Далее Елена Николаева остановилась на размере взносов. По оценке экспертов средняя оценка – это 12-15 рублей за кв. м. В более северных городах это 20 рублей. Здесь мы должны понимать социальную составляющую. Поэтому у нас в законе предусмотрена возможность софинансирования регионального и федерального уровней проведения работ системы капитального ремонта.   

Заместитель генерального директора государственной корпорации «Фонд реформирования ЖКХ» Ольга Сердюк рассказала, что Москва – это город ответственных и грамотных собственников, по-настоящему хорошо понимающих свою работу. Далее Ольга Сердюк поделилась опытом работы региональных программ субъектов Российской Федерации. Она сообщила,  что на данный момент 81 субъект завершили формирование нормативной базы, а 82 субъекта уже утвердили минимальный взнос. Только у города Севастополя, Республики Крым и города Москвы нет программ капитального ремонта. Региональные системы капремонта как  раз были созданы, чтобы оказывать организационную помощь ответственным собственникам, так как в жилищном и гражданском кодексе написано, что мы несем ответственность за свою собственность.  Ольга Сердюк выразила уверенность, что в Москве возможно создать нормальную систему регионального капремонта, мы сможем ее проконтролировать и она заработает хорошо, потому что для этого есть все предпосылки.  

Председатель правления ТСЖ «Квинта» Тамара Капыркина детально поделилась опытом с участниками заседания. Она сообщила, что  ТСЖ находится в районе Биберево. Это большой ТСЖ, 135 тысяч квадратных метров, 4 больших двадцати двухэтажных дома 84-85 года постройки.  С 1 июня 2009 года находимся на полном самоуправлении со своей сметой эксплуатации, со своими сантехниками, электриками, то есть работаем мы в круглосуточном режиме и давно обслуживаем свои старые дома. В Москве есть товарищества собственников жилья, которые уже собирают средства на работы капитального характера. И это действительно хорошее подспорье, так как некоторые ТСЖ уже поменяли стояки, восстановили системы ДВУ и ППА, которые съедают просто львиную долю денежных средств.

Депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов проинформировал, что люди, живущие в домах с высокой долей пенсионеров (до 35%), с низкими доходами. Поэтому здесь надо учитывать социальную составляющую. По оценкам наших социальных институтов 1-2% отчисления из их дохода на капремонт весьма приемлем. Но если где-то 3-3,5%, то начнется определенное недовольство. Нам нужно этот ориентир чувствовать и не выходить за рамки вот тех минимально необходимых, минимально приемлемых 15 или 20 рублей за квадратный метр.

По мнению Ирины Генцлер, эксперта фонда «Институт экономики города», когда мы говорим о двух моделях капитального ремонта, предусмотренных жилищным кодексом, на самом деле речь может идти только о реализации модели «специальный счет». Потому что для модели «региональный оператор» все уже организовано. Принять на себя ответственность создания своего фонда капитального ремонта на специальном счете. И очень важна в данном случае позиция правительства Москвы, как любого руководства любого региона. Если мы хотим, чтобы люди имели возможность принять решение и выбрать специальный счет, их, во-первых, нужно вовремя проинформировать, рассказать о том, что это такое, и, во-вторых, дать им для этого время. Жилищный кодекс дает возможность установить максимальный срок 6 месяцев от публикации программы для принятия собственниками решения в Москве.

Депутат Мосгордумы Владимир Платонов высказал свою позицию о том, что мы всегда говорили и будем добиваться того, чтобы до принятия закона был готов целый пакет подзаконных актов, а самое главное — документов, которые понятные жителям, которые помогут им выбрать, на который счет, какие плюсы, какие минусы, как контролировать? Поэтому Мосгордума совместно с Общественной палаты города Москвы всегда рассмотрят все предложения созданию региональной системы капитального ремонта в Москве.

Член Общественной палаты города Москвы, депутат Совета депутатов муниципального округа «Войковский» Александр Закандырин сообщил, что Москва не снимает обязательств в помощи малоимущим гражданам, людям которые нуждаются в социальной помощи, которые не могут оплатить капитальный ремонт.  Мы создали механизм, который реально соответствует рыночной экономике и экономическим факторам, мы должны все вместе стремится для того чтобы механизм стал эффективным и результативным,

Степан Орлов, председатель комиссии по городскому хозяйству жилищной политики Мосгордумы проинформировал, что органы государственной власти много занимались вопросами капитального ремонта и в бюджете выделялось большие средства, порядка 18-20 млрд. на выборочный капитальный ремонт. Но этого недостаточно. Предлагаю на площадках Общественной палаты и Мосгордумы продолжать дискуссию, а для этого создать рабочую группу.

По итогам обсуждения было принято решение. Первое. Поддержать инициативу представителей объединений, ЖСК, саморегулируемых организаций,  ПСЖ  о необходимости введения в Москве региональной системы о капитальном ремонте домов.

Второе. Создать рабочую группу из членов комиссии Общественной палаты города Москвы, депутатов Госдумы, муниципальных депутатов, экспертных представителей общества защиты прав потребителей, управляющих организаций ЖСК, ПСХ, советов многоквартирных домов, советов общественных и саморегулируемых организаций.

Третье. Поручить рабочей группе в срок до 25 ноября т.г. подготовить проект нормативно-правовых документов и актов по региональной системе капитального ремонта многоквартирных домов.