Актуальный комментарий. Сколько должен стоить проезд в городском транспорте?

Как сообщает "Российская газета",  ГУП "Московский метрополитен" и ГУП "Мосгортранс" заявили о необходимости повысить стоимость проезда на 87%. Однако столичные власти сочли целесообразным повышение цен за проезд не более чем на 5-7%.

Что думают об этом члены Общественной палаты Москвы (ОПМ), наши эксперты и общественные активисты?

Михаил Блинкин

член комиссии ОПМ по градостроительной политике, транспорту и связи, член комиссии ОПМ по СМИ, директор Института экономики, транспорта транспортной политики ВШЭ

За общественный транспорт большого города всегда и везде  платят жители в двух качествах: либо как налогоплательщики (так называемая бюджетная поддержка городского транспорта), либо как пассажиры - просто билетики покупают. Так что чудес не бывает. 

В Москве не повышали  транспортные тарифы с 11 года. Единственное повышение  коснулось разовых билетов на 1-2 поездки.  Если посмотреть статистику, то станет ясно, что это совсем небольшой процент перевозок. С учетом нынешнего достаточно обширного билетного меню  реальная цена 1 поездки в Москве последние годы падала, а не росла.  Доходы населения росли, а цены на транспортные билеты не росли, по крайней мере -  такими же темпами. Кроме того, в Москве вводились новые станции метро. Каждая новая станция автоматически влечет увеличение средней дальности поездки пассажира. Скажем, житель Люберец полгода назад должен был до Выхино доехать на автобусе, а теперь он просто садится в метро. Средняя дальность поездки растет, то есть фактически предприятия за одни и те же деньги одного и того же пассажира должны везти на большее расстояние. Учитывая эти обстоятельства, если не заниматься популизмом, конечно, то тарифы поднимать просто необходимо.

Экономика свидетельствует в пользу повышения. Но вот на сколько? Этот вопрос всегда становится предметом политического торга... Как транспортный эксперт я бы сказал, что  надо в 1,5 раза повышать. Но как член ОПМ и вообще человек, который часто общается с населением, я понимаю что эта фраза просто непроизносима. Вот в этой вилке мы с вами и находимся.

Как эксперт, погружённый в проблему, могу утверждать, что даже в городах, где расстояния на порядок меньше, чем в Москве, в метро так дешево не возят нигде. Мы везем дешевле всех. С другой стороны, привычка москвича к дешевым билетикам,  воспоминания старшего поколения, о том, что стоило 5 копеек - тоже вполне реальная сила, с которой нужно считаться. Вот правительство и ищет компромисс. Дело эксперта -  объяснять населению, что есть реальные потребности  экономики,  дело правительства -  находить компромисс, не допускать недовольства населения и  уж тем более социальных волнений. 

Ирина Орлова

заместитель руководителя комиссии ОПМ по развитию гражданского общества, местного самоуправления, добровольческой деятельности, член комиссии ОПМ по делам национальностей, миграционной политики и религии, действительный член МОО "Академия политической науки", профессор кафедры журналистики, социальной рекламы и связей с общественностью РГСУ: 

«Это возмутительно. Такого резкого и  большого повышения  еще ни разу никто не требовал. Такое ощущение, что это необдуманная цена, которая сложилась по принципу "проси больше — дадут меньше".

То, что повышение неизбежно, не является новостью. По большому счету, к мягкому повышению тарифов население уже привыкло, учитывая инфляционные процессы. Но вот таких резких скачков нельзя допускать. Иначе это приведет к социальным протестам, которые нам совершенно не нужны.»

Комментарии граждан

comments powered by Disqus